НАВИГАЦИЯ

 

 

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ: ТВЕРСКОЕ ВЕЧЕ

В период складывания древнерусского государства участие народа в управлении проявлялось в вечевой деятельности. Мы имеем три летописных упоминания о Тверском вече.

Первое упоминание в летописях связано с набегом татар на русские города в 1293 году. В тот год тверской князь был в Орде – это была его первая поездка в Орду. Во время пребывания Михаила Ярославича в Орде туда же приехал князь Андрей Городецкий жаловаться на своего старшего брата князя Владимирского Дмитрия Александровича. Тогда ханом в Золотой Орде был Тохта, сын Менгу-Тимура. Хан выслушал жалобы недовольного князя Андрея Городецкого  и послал  на Дмитрия Александровича татар под начальством своего брата Дуденя. Татары же разорили не один Переяславль, но и еще 14 городов и в их числе Владимир, Суздаль, Юрьев, Дмитров, Москву, Коломну, Можайск, Волок, Углич. Жители бежали из тех мест, где свирепствовали татары и пробирались дальше на север в Тверское княжество. В Твери собралось много народу со всех сторон. Они дали клятву биться с татарами, но им не сдаваться. Вот как об этом событии написано в летописи:«В 1293 г. тверичи, во время отсутствия великого князя Михаила Ярославовича, целовали между собою крест, чтобы биться с татарами, - что без сомнения Тверичи порешили на вече».

Тверь. Рисунок  Н. Витсена Икона Мемориал «Бортеневская битва»
Тверь. Рисунок Н. Витсена

Великий князь Михаил Ярославович Тверской

Второе упоминание о тверском вече относится к 1317 году. За 2 года до этого тверской князь Михаил Ярославич, будучи в Орде, был утвержден ханом Узбеком в достоинстве великого князя Владимирского. Но московский князь Юрий Данилович cумел расположить к себе хана Узбека и тот выдал за князя свою сестру Кончаку. И тогда хан решил отдать великокняжеский престол Юрию Даниловичу как своему зятю.В помощь московскому князю был выделен пятидесятитысячный отряд татарского войска под начальством Кавгадыя для утверждения его на великокняжеском престоле. Желая оградить свой удел от татарского разгрома, Михаил Ярославич вышел навстречу новому великому князю с войском и обратился к Юрию Даниловичу: «Брат, что дал тебе царь великое княжение, господствуй над ним, но в мою область не вступайся, довольствуйся своим». Но Юрий Данилович хотел ослабить тверского князя и татары стали жечь города и села.

Княжество тверскоеМихаил Ярославич обратился на вечевом собрании к князьям и боярам тверским с просьбой рассудить, виноват ли он чем перед князем Юрием Даниловичем. Все они сказали: «прав ты, господин наш, великий князь, во всем. Пойди на них беззаконных, а мы хотим за святую церковь и  за тебя, и за Отечество положить души своя». И 22 декабря при селе Бортенево, что в 40 верстах от Твери, произошла битва, в которой тверской князь, поддержанный «мужами Тверичами и Кашинцами», одержал решительную победу. Особо примечательным в истории Руси явилось вече, собравшееся в Твери в 1327 году. В тот год хан Узбек прислал послом в Тверь своего двоюродного брата Шевкала. Свита Шевкала своими притеснениями вывела тверитян из терпения.

Из историииНарод был раздражен и доведен до крайности. Неоднократно жаловались люди князю, но Александр Михайлович не мог защитить свой народ, так как понимал, что на посла следовало жаловаться самому хану. Но в этом случае на тверского князя взглянули бы как на князя строптивого и прислали бы другого посла и татарские войска. Поэтому Александр Михайлович сам терпел и своим людям терпеть велел. Дело дошло до такого состояния, что самый незначительный случай мог заставить народ не думать о будущем, а отомстить за настоящие и прошедшие оскорбления. И такой случай представился 15 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Когда ранним утром татары стали отнимать у местного дьякона лошадь, тот закричал: «Тверитяне, не выдайте!». Собрался народ и началась драка с татарами. Тверитяне стали избивать татар, где кого из них заставали и перебили всех, даже самого Шевкала. Спаслись лишь пастухи, пасшие в поле коней. Схватив лучших коней, они умчались в Орду и сообщили о произошедшем.

В управлении Тверского княжества Вече не играло той роли, что в Новгороде и Пскове. При решении важнейших государственных дел тверские князья советовались с узким кругом бояр, Вече собиралось же в исключительных случаях. В повседневной жизни князья сами заведовали всеми делами Тверского княжества.

Вече, как форма участия народа в управлении государством, затем трансформировалось в новые формы народовластия – крестьянскую общину, казачье самоуправление, земские соборы, областные земские советы, которые не только отражали право местных общин заявлять о своих нуждах центральной власти, но и оказывали влияние на развитие законодательства.

@ 2017 Тверская ОУНБ им. А.М. Горького